Проблема влияния компьютера на человека
очень обширна и многогранна. В этой работе были рассмотрены лишь некоторые
аспекты этого вопроса. Я показал, что все игры не одинаковы не только по
задействованным в ее процессе психическим функциям, но и по силе и глубине
своего влияния на личность человека, а также по психологическим механизмам
формирования зависимости. В этом отношении первое место занимают ролевые игры,
которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях.
Следует отметить, что данная работа имеет
целью скорее наметить направление, в котором нужно идти на пути к решению
проблемы, а не разрешить все вопросы, которые здесь обсуждались.
Основополагающими я считаю следующие положения:
1. Ролевые игры необходимо отделять от
неролевых, т.к. эти они существенно различаются по мотивации игровой
деятельности, причинам формирования зависимости в силе влияния на психику
человека.
2. Исходя из этого психологическая
классификация компьютерных игр должна быть основана на разделении игр на
ролевые и неролевые, а не на степени включенности разных психических функций,
как пишет Шапкин.
3. При рассмотрении формирования психологической
зависимости от компьютерных игр следует учитывать ее специфику - резкое
уменьшение величины зависимости после прохождения "максимума", в
связи с чем игровую зависимость нельзя в полной мере сравнивать с другими
формами зависимостей.
4. Уход от реальности и потребность в
принятии роли - может быть не все, но основные потребности, на которых основан
механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр.
Итак, человечество погружается в
компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей
(особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр.
Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто
20 минут, кто час, а кто и... Это проблема. Можно только предполагать, к
чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны
задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединится в
исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ -
работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с
компьютером.